ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ НЕДОПУСТИМЫ НИ В ОТНОШЕНИИ РОДНОГО РЕБЕНКА, НИ В ОТНОШЕНИИ ПРИЕМНОГО.
|
НА САМОМ ДЕЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕБЕНКА ОКАЗЫВАЕТ НЕ САМ ФАКТ НАКАЗАНИЯ, А ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОСТУПОК. ЭТУ РЕАКЦИЮ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ, НЕ ПРИБЕГАЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ НАКАЗАНИЮ.
|
Возраст ребенка, лет
|
Наиболее желаемое поощрение
|
Самое страшное наказание
|
3-5
|
"Полюбать", сладкое
|
Когда кричат, "стукают"
|
5-8
|
Когда хвалят
|
Стоять в углу.
Когда со мной не разговаривают
|
9-11
|
Поход на прогулку, в гости вместе с (приемными) родителями
|
Когда не отпускают гулять с друзьями.
Когда мне не доверяют
|
12-13
|
Лучшее поощрение - это доверие. Самое лучшее поощрение - это чтобы исполнили мое желание
|
Самое страшное наказание, когда со мною не разговаривают. Самое страшное наказание, если меня не отпустят на улицу с друзьями
|
14-15
|
Хвалят, говорят "молодец", дарят подарки
|
Самое страшное наказание - уйти из семьи. Если отдадут обратно в детский дом
|
Наказания, основанные на унижении
|
Наказания, основанные на унижении
|
Наказания, основанные на унижении
|
Наказания,
основанные на
логических последствиях
|
Наказания,
основанные на
логических последствиях
|
Характеристика (реакция
воспитателя)
|
Передача сообщения ребенку
|
Вероятные
результаты
(реакция)
|
Характеристика
|
Передача
сообщения ребенку
|
1. Подчеркивает могущество личной власти
|
"Делай, что я сказал, потому что я так сказал!"
|
Бунт, желание
отомстить, нехватка само
дисциплины,
трусость, безответственность
|
1. Подчеркивает
необходимость социальных правил.
|
" Я знаю, что ты можешь
Научиться уважать права
окружающих"
|
2. Редко соответствует проступку.
|
" Я тебе покажу!" "Ты получишь то, что заслужил!"
|
Возмущение,
желание отомстить
страх, смущение, бунт.
|
2. Логически соответствует проступку, разумно
|
" Я доверяю тебе сделать
разумный выбор"
|
3. Использует моральное осуждение
|
" Ты плохой, тебя никто не одобряет!"
|
Чувство вины, обиды.
|
3. Уважает достоинство человека, отделяет поступок от личности.
|
" Ты -- стоящий человек"
|
4. Негативное программирование
|
" Ты никогда не научишься! Никогда не смогу на тебя положиться!"
|
Чувствует, что его не одобряют, что он никогда не сможет принимать правильные решения.
|
4. Затрагивает настоящее и будущее поведение
|
"Ты можешь
о себе позаботиться"
|
5. Угроза неуважения, принуждения, потери любви, угроза явная или скрытая.
|
" Приведи себя в порядок
Ни один мой ребенок не поступил бы так!"
|
Страх, бунт. Чувство вины. Желание уйти
|
5. Несет уважение и добрую волю
|
" Мне не нравится,
как ты ведешь себя,
но я люблю тебя"
|
6.Требует повиновения.
|
"Твои желания ничего не значат! Тебе ни в чем нельзя доверять!"
|
Бунт, показное послушание.
|
6. Предоставляет возможность выбора
|
"Ты способен принимать
решения"
|
Ребенок говорит
|
Ребенок чувствует
|
а. Я не знаю, что тут неверно
|
а. Поставлен в тупик.
|
б. Я не могу понять
|
б. Разочарован.
|
в. Может быть бросить все это
|
в.Желание все бросить
|
Ребенок говорит
|
Ребенок чувствует
|
1. О, осталось только 10 дней до конца школы.
|
|
2. Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!
|
|
3. Ты будешь держать меня за руку, когда мы пойдем в детский сад?
|
|
4. Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.
|
|
5. Я никогда не буду лучше, чем Дима. Я делаю, делаю, а он все равно лучше меня
|
|
6. Новая учительница задает слишком много на дом. Я никогда не могу все сделать. Что мне делать?
|
|
7. Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть.
|
|
8. Джиму родители разрешили поехать на велосипеде в школу, а я езжу лучше его.
|
|
9. Мне нельзя было быть таким жадным. Я плохо поступил.
|
|
10. Я хочу носить длинные волосы - это ведь мои волосы.
|
|
11. Как ты думаешь, я правильно готовлю доклад? Будет ли этого достаточно?
|
|
12. Почему эта старая карга оставила меня после школы? Ведь я не один болтал. Так и дал бы ей в нос.
|
|
13. Я сам могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.
|
|
14. Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться.
|
|
15. Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Вам наплевать на то, что со мной может случиться.
|
|
16. Одно время хорошо получалось, а сейчас хуже, чем раньше. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?
|
|
17. Я хотел бы пойти, но боюсь ей позвонить. А если она засмеет меня, что я ее пригласил?
|
|
18. Я больше никогда не буду играть с Н. Она такая... (ругается).
|
|
19. Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие
|
|
20. Мне кажется, я знаю, что делать, но может быть, это неправильно. Я всегда делаю что-то неправильно. Что мне делать, папа, - работать или учиться в колледже
|