НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
Содержание:
1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки
2. Новый материал. НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
3. Вопросы для самопроверки
4. Домашнее задание

1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки
Таблица 1. Какие методы воспитания чаще всего применялись Вашими родителями в отношении Вас и других детей в Вашей семье
1        Убеждение, разъяснение ребенку его поступков и намерений        
2        Собственный пример, пример других взрослых        
3        Поощрение за хороший поступок        
4        Наказание за дурной, неправильный поступок        
5        Как правило, с детьми договаривались как с равными        
6        Никаких. Родители считали, что заложено природой, то и вырастет        

Таблица 2. Применялись ли в Вашей родительской семье физические наказания
1        нет        
2        очень редко, в исключительных случаях        
3        конечно, если это шло на пользу воспитания и дисциплинирован-ности ребенка        

Таблица 3. Какие методы воспитания Вы применяете сейчас по отношению к своим детям
1        Убеждение, разъяснение ребенку его поступков и намерений        
2        Собственный пример, пример других взрослых        
3        Поощрение за хороший поступок        
4        Наказание за дурной, неправильный поступок        
5        Как правило, с детьми я (мой супруг(а))  договариваемся как с равными        
6        Никаких. Считаю, что заложено природой, то и вырастет        

Ключ:
Эффективные методы воспитания
Таблицы №№1,3 - ответы №№ 1,2,3,4. За каждый ответ - 5 баллов
Таблица №2 - ответ №1.

2. Новый материал НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ
1.  "Влияние физических наказаний на поведение ребенка"
  К сожалению, в семьях, и не только в российских, очень терпимо относятся к физическим наказаниям: не бьет - не любит. Родители оправдывают свое поведение тем, что хотят благо для ребенка. Вспоминают, что их самих били, и поэтому они стали хорошими людьми. При этом многие забывают (человеку свойственно забывать трав-мирующие его переживания), какое страшное чувство обиды на родителей они переживали. Боль, страх, унижение, ненависть к другим и самому себе - это еще не весь перечень чувств избиваемого ребенка. Ребенок воспринимает телесное наказание как проявление гнева или нелюбви со стороны родителей, а не как результат своего проступка.
  Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умение справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья - то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему. Физическое наказание становится разрешением для ребенка вести себя по отношению к другим агрессивно. Если тебя кто-то злит, ты можешь с ним физически расправиться.
   Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного поведения. Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, пережили в своей жизни столько насилия, что физические наказания только подкрепляют у них нежелательное поведение. В отношении любого ребенка, в том числе и приемного, физические наказания совершенно недопустимы и бесполезны. Приемные дети имеют за своими плечами печальный опыт пренебрежения со стороны взрослых и нередко насилия. Позиция жертвы для них привычна. Один приемный отец рассказывал, что был потрясен реакцией ребенка на легкий, как ему казалось, шлепок. Мальчик восьми лет, рыдая, кричал ему: "Меня все бьют. И ты меня бьешь. Почему?" Этот же мальчик отличился тем, что сжег цыплят в печке, сломал руку своему сверстнику.
    Нередко дети сами, не осознавая, что делают, провоцируют приемных родителей на наказание. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к игрушкам и вещам в доме. Некоторые приемные дети провоцируют наказания, чтобы доказать себе и другим, что родители "плохие". Другие, потому что в своей кровной семье они могли обратить на себя внимание только таким образом. За проявление внимания и любви (бьет - значит любит) они готовы заплатить собственной безопасностью. Ребенок пытается защитить себя, как правило, не осознавая, что делает. Например, он пытается подражать в своем поведении человеку, которого сам боится, и начинает себя так же вести. Присваивая себе эту роль, подражая его поведению, ребенок в своем восприятии преображается из того, кому угрожают, в того, кто угрожает. Или переносит свой гнев с наказавшего его человека (недоступный объект) на другого, более слабого (доступный объект). В одном из детских домов четырехлетний ребенок, находясь в гостях в будущей патронатной семье, получил довольно сильный шлепок от приемной матери за какую-то провинность. Его реакция была очень быстрой и однозначной: не смея ответить ей тем же, он утопил ее любимого котенка в деревенском туалете.

ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ НЕДОПУСТИМЫ НИ В ОТНОШЕНИИ РОДНОГО РЕБЕНКА, НИ В ОТНОШЕНИИ ПРИЕМНОГО.
НА САМОМ ДЕЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕБЕНКА ОКАЗЫВАЕТ НЕ САМ ФАКТ НАКАЗАНИЯ, А ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОСТУПОК. ЭТУ РЕАКЦИЮ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ, НЕ ПРИБЕГАЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ НАКАЗАНИЮ.
2. ТРЕБОВАНИЯ К НАКАЗАНИЯМ И ПООЩРЕНИЯМ
Психологи, занимающиеся изучением поведения, считают, что наказания служат для прерывания нежелательного поведения, а поощрения - для подкрепления желательного поведения.

Какие должны быть наказания и поощрения:
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закрепляли положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль "быть поощрением".
Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПООЩРЕНИЯ, ЧЕМ НАКАЗАНИЯ.
Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее.
Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.


ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА, С МАТЕРИАЛОМ, ПРЕДСТАВЛЕННЫМ В ТАБЛИЦЕ. ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ ВЫДЕЛИЛИ НАИБОЛЕЕ ЖЕЛАЕМЫЕ ПООЩРЕНИЯ И САМЫЕ СТРАШНЫЕ ДЛЯ НИХ НАКАЗАНИЯ
Таблица 1. Примеры поощрений и наказаний, которые выбирают приемные дети
Возраст ребенка, лет
Наиболее желаемое поощрение
Самое страшное наказание
3-5
"Полюбать", сладкое
Когда кричат, "стукают"
5-8
Когда хвалят
Стоять в углу.
Когда со мной не разговаривают

9-11
Поход на прогулку, в гости вместе с (приемными) родителями
Когда не отпускают гулять с друзьями.
Когда мне не доверяют

12-13
Лучшее поощрение - это доверие. Самое лучшее поощрение - это чтобы исполнили мое желание
Самое страшное наказание, когда со мною не разговаривают. Самое страшное наказание, если меня не отпустят на улицу с друзьями


14-15
Хвалят, говорят "молодец", дарят подарки


Самое страшное наказание - уйти из семьи. Если отдадут обратно в детский дом
Как видно из Таблицы №1, дети, практически, независимо от возраста считают самым страшным наказанием лишение внимания (когда не разговаривают). В качестве наказания они воспринимают проявление недоверия, запрет на общение со сверстниками. Чем старше ребенок, тем больше он ценит семью, воспитывающую его. Самым страшным для подростка становится угроза отторжения. В качестве поощрения дети предпочитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять звучит проблема доверия. Доверие родителей - самое желаемое поощрение, недоверие - самое страшное наказание.
3. НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ "ЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ"
НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ "ЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ"
       Наказание ребенка за проступок будет, действительно, действенным, если оно будет выражено в виде так называемого "ЛОГИЧЕСКОГО ПОСЛЕДСТВИЯ", КОГДА РЕБЕНОК СТАВИТСЯ В СИТУАЦИЮ, ПОЗВОЛЯЮЩУЮ ЕМУ НА ДЕЛЕ ИСПРАВИТЬ "НЕПРАВИЛЬНЫЕ" ДЕЙСТВИЯ, А ТАКЖЕ ПОЗВОЛИТ СОХРАНИТЬ СВОЕ ДОСТОИНСТВО И СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР.
РЕБЕНКУ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНЯТНА ЛОГИКА, КОТОРАЯ СВЯЗЫВАЕТ ПРОСТУПОК И НАКАЗАНИЕ.
НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО СЛЕДОВАТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОСЛЕ ПРОСТУПКА. ИНАЧЕ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ИХ СВЯЗАТЬ. ТАКОЕ НАКАЗАНИЕ НЕ ОКАЗЫВАЕТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА.
          Например, если ребенок украл деньги и потратил их, он должен эти деньги отработать и вернуть. С ним необходимо договориться о том, что конкретно он будет делать (это должно быть, безусловно, доступно для ребенка), составить прейскурант цен на каждый вид деятельности. В течение месяца каждый вечер необходимо вместе с ребенком подводить баланс истраченному за день, проверять сохранность денег в семье.

Внимательно прочитайте материал, представленный в Таблице №2.
"ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАКАЗАНИЯМИ, ОСНОВАННЫМИ НА УНИЖЕНИИ, И НАКАЗАНИЯМИ, ОСНОВАННЫМИ НА ЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ"

Наказания,  основанные на унижении
Наказания,  основанные на унижении
Наказания,  основанные на унижении

Наказания,
основанные на
логических последствиях

Наказания,
основанные на
логических последствиях


Характеристика  (реакция
воспитателя)

Передача сообщения  ребенку
Вероятные
результаты
(реакция)

Характеристика
Передача
сообщения ребенку

1. Подчеркивает могущество личной власти
"Делай, что я сказал, потому что я так сказал!"
Бунт, желание
отомстить, нехватка само
дисциплины,
трусость,   безответственность

1. Подчеркивает
необходимость социальных правил.

" Я знаю, что ты можешь
Научиться уважать права
окружающих"

2.  Редко соответствует проступку.
" Я тебе покажу!" "Ты получишь то, что заслужил!"
Возмущение,
желание отомстить
страх, смущение, бунт.

2. Логически    соответствует проступку, разумно
" Я доверяю тебе сделать
разумный выбор"

3. Использует моральное   осуждение
" Ты плохой,  тебя никто не одобряет!"
Чувство  вины, обиды.
3. Уважает достоинство  человека,   отделяет   поступок от личности.
" Ты -- стоящий человек"
4. Негативное программирование
" Ты никогда не научишься!    Никогда не смогу на тебя  положиться!"
Чувствует, что его не одобряют, что он никогда не сможет принимать  правильные решения.
4. Затрагивает настоящее  и  будущее поведение
"Ты можешь
о себе позаботиться"

5. Угроза неуважения, принуждения, потери любви, угроза явная или скрытая.
" Приведи себя в порядок 
Ни один мой ребенок не поступил бы так!"

Страх, бунт. Чувство вины. Желание уйти
5. Несет уважение и добрую волю
" Мне не нравится,
как ты ведешь себя,
но я люблю тебя"

6.Требует повиновения.
"Твои желания ничего не значат! Тебе ни  в чем нельзя доверять!"
Бунт, показное послушание.
6. Предоставляет возможность выбора
"Ты способен принимать
решения"

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
ВЫДЕЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ПОСЛЕДСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ РЕБЕНКА
1        Ребенок становится "нормальным" человеком        
2        Боль, страх, унижение, ненависть к другим и самому себе        
3        Понимает, что нужно слушаться взрослых        
4        Считает, что его ненавидят родители, и не связывает физическое наказание с результатом своего проступка        
5        Понимает, что родители заботятся о его же благе        
6        Физическое наказание - это разрешение ребенку вести себя агрессивно в отношении к других        

Ключ:
Правильные ответы: №№ 2,4,6. За каждый правильный ответ - 5 баллов.

Выберите, пожалуйста, характеристики наказаний в виде "ЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ"
1        Наказание подчеркивает могущество личной власти        
2        Наказание предоставляет возможность выбора        
3        Наказание подчеркивает
необходимость соблюдения социальных правил        
4        Наказание редко соответствует проступку        
5        Наказание логически    соответствует проступку, разумно        
6        Наказание позволяет уважать достоинство  ребенка        
7        При наказании используется моральное   осуждение        
8        Наказание позволяет увидеть положительную перспективу для развития ребенка        
9        Наказание программирует ребенка на неудачу, формирует чувство беспомощности у ребенка        
10        При наказании осуждается проступок, а не ребенок        
11        Наказание содержит в себе угрозу неуважения, принуждения, потери любви        
12        Наказание предоставляет возможность выбора        
13        Наказание направлено на повиновение родительской воле        

Ключ:
Правильные ответы  - №№2,5,6,8,10,12
За каждый правильный ответ - 5 баллов

Домашнее задание. Работа с тестом "Слушать чувства"
Инструкция: Дети сообщают взрослым больше, чем просто слова или идеи. За словами лежат чувства. Ниже приводятся некоторые типичные детские "сообщения". Прочтите каждое внимательно, стараясь услышать выраженные в них чувства. Напишите в колонке справа чувство или чувства, которые вы услышали. Это может быть одно или несколько чувств - напишите все основные чувства, которые вы услышали в данном сообщении. Сравните полученные результаты с ключом.
Пример.

Ребенок говорит
Ребенок чувствует
а. Я не знаю, что тут неверно
а.        Поставлен в тупик.


б. Я не могу понять


б.        Разочарован.


в. Может быть бросить все это


в.Желание все бросить
Ребенок говорит
Ребенок чувствует
1. О, осталось только 10 дней до конца школы.

2. Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора!

3. Ты будешь держать меня за руку, когда мы пойдем в детский сад?

4. Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.

5. Я никогда не буду лучше, чем Дима. Я делаю, делаю, а он все равно лучше меня

6. Новая учительница задает слишком много на дом. Я никогда не могу все сделать. Что мне делать?

7. Все дети пошли к морю. Мне не с кем играть.

8. Джиму родители разрешили поехать на велосипеде в школу, а я езжу лучше его.

9. Мне нельзя было быть таким жадным. Я плохо поступил.

10. Я хочу носить длинные волосы - это ведь мои волосы.

11. Как ты думаешь, я правильно готовлю доклад? Будет ли этого достаточно?

12. Почему эта старая карга оставила меня после школы? Ведь я не один болтал. Так и дал бы ей в нос.

13. Я сам могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам.

14. Математика очень трудная. Я слишком глупый, чтобы в ней разобраться.

15. Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Вам наплевать на то, что со мной может случиться.

16. Одно время хорошо получалось, а сейчас хуже, чем раньше. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться?

17. Я хотел бы пойти, но боюсь ей позвонить. А если она засмеет меня, что я ее пригласил?

18. Я больше никогда не буду играть с Н. Она такая... (ругается).

19. Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие

20. Мне кажется, я знаю, что делать, но может быть, это неправильно. Я всегда делаю что-то неправильно. Что мне делать, папа, - работать или учиться в колледже